Технология «дополненной реальности» (AR) дозревала «постепенно». Первое носимое AR-устройство EyeTap появилось еще в 80-х годах XX века, и с тех пор энтузиасты и любители киберпанка со дня на день ожидали расцвета технологии. Однако «виртуальное» будущее все не наступало и не наступало. До недавнего времени «сырым» было все – «железо», ПО, специализированный AR-контент. Однако, кажется в ближайшее время, буквально в перспективе 3-5 лет, ситуация изменится.
По данным hype cycle Gartner (кривая зрелости технологии, графически представляющая стадии, через которые проходит технологическое новшество в ходе своего становления от концепции до широкого восстановления) от 2017 года, технологии AR должны выйти на «плато продуктивности» в 2022-2027 годах. «Пик чрезмерных ожиданий» технология прошла еще в 2010-2011 годах, тогда общественный ажиотаж вокруг нее приводил к чрезмерному энтузиазму и нереалистичным революционным ожиданиям.
В 2017 году «дополненная реальность» достигла низа «пропасти разочарования» по hype cycle Gartner – к ее массовому внедрению оказались не готовы как пользователи, так и законодательство. Вспомнить хотя бы историю с Google Glass и защитой персональных данных, когда компании, в том числе в ответ на претензии правозащитников пришлось сначала вносить коррективы в разработку, а потом и вовсе закрыть проект.
На пути к продуктивности
Как отмечается в отчетах Gartner за последние годы, AR постепенно набирает силу. В развитии технологии заинтересованы как нишевые игроки индустрии, так и производители смартфонов, создатели автомобилей, представители индустрии развлечений, сферы образования.
Разработки для профильного рынка активно ведут такие гранды, как Microsoft и Apple. Так, Apple хоть и перенесла выход AR-гарнитуры с конца 2022 на 2023 год, но от планов не отказалась. Концепт «умных» очков анонсировал и Xiaomi. При этом обе компании продвигают AR-гарнитуры, как новый формфактор коммуникационных устройств.
Интерес к дополненной реальности растет, даже те устройства, которые сейчас есть на рынке, несмотря на их ограниченную функциональность и дороговизну, пользуются спросом. Аналитики исследовательской компании IDC подсчитали, что по итогам 2021 года мировые продажи гарнитур «дополненной» и «виртуальной» (VR) реальностей выросли на 92,1% по сравнению с предыдущим годом, а поставки достигли 11,2 млн штук. Причем скорость продаж нарастает: четвертый квартал принес почти половину годового объема.
В сегменте коммерческого бизнеса преимущественно используются гарнитуры дополненной реальности. Бизнес также активно применяет проекционные экраны на лобовые стекла и другие технические системы. В потребительском AR преобладают смартфоны и планшеты.
AR для практических задач
Технология AR стремительно эволюционирует, ее развивают как производители «железа», так и разработчики программных решений. Фреймворки (структура, на базе которой можно создать конечный продукт) в ходе развития становятся все совершенней. Например, Google регулярно вносит изменения в ARCore – фреймворк для построения AR-решений в системах на Android. Apple идет аналогичным путем, обновляя и развивая платформу RealityKit 2 для iOS. Разумеется, идут обновления «движков» для AR от сторонних разработчиков, которых десятки. Некоторые решения достаточно развитые, например, портал для разработчиков Vuforia вносит обновления уже в десятую версию своего «движка».
Наибольшее количество новостей, связанных с созданием и внедрением AR-решений, приходится на сегменты ритейла, обучения, навигации, игр. Например, для изучения анатомии можно проецировать изображение систем организма – кровеносной, нервной, опорно-двигательной – в пространство AR. Так сделано в продукте HoloAnatomy, созданном для шлема Microsoft HoloLens 2. Он позволяет отслеживать движения рук, что упрощает взаимодействие с AR-моделью. Продукт разработан еще в 2019 году, но внедрен в Кейсовском университете Западного резервного района (частный американский исследовательский университет, Case Western Reserve University) только в 2021.
Google Maps не первый год добавляет для упрощения навигации в помещениях – аэропортах, вокзалах, торговых центрах, парках – AR-элементы, доступные в режиме LiveView. В 2022 году Snapchat запустил новую функцию под названием «Пользовательские ориентиры» (Custom Landmarkers), которая позволяет создавать уникальные эффекты дополненной реальности для различных публичных мест. Paul Mealy в феврале представила AR-прототип по переводу речи в субтитры для слабослышащих. Смартфон в режиме реального времени преобразует речь в текст и «привязывает» их к образу человека в гаджете. В будущем компания обещает представить аналогичное решение для AR-очков.
Немало релизов за последние два года в игровом сегменте. Так, MonkeRacing мотивирует пользователей больше двигаться. Динамическая физическая нагрузка в веселой игре – своеобразный ЗОЖ, создаваемый элементами в двух мирах. Nike и Snap разработали решение для бега в городских условиях.
Пройдет буквально несколько лет и «дополненная реальность» станет одной из самых массовых технологий, а AR-гарнитуры, по мере удешевления, распространятся повсеместно. В первую очередь AR позволит сделать революционный скачок на медиа-рынке: безгранично расширятся возможности рекламы, появятся новые форматы специализированного контента. «Дополненная реальность» изменит мир куда больше, чем это сделали смартфоны, и тогда мы узнаем, как выгладит кибер-панк изнутри.